Игра «Противоположности»
В нашей жизни все имеет свою противоположность. День — ночь, настоящее — прошлое, старое -новое, плохо — хорошо, горячо — холодно.
Как говорится все строится по принципу «зебры» — если сегодня черная полоса, значит, завтра будет белая. Наверное, так и должно быть. Только так мы достигаем равновесия.
Ребенок, также как и мы, живет в мире противоположностей. Можно — нельзя, играть — заниматься, стоять — бежать. Ну, это в воспитательном плане…
Знакомясь с природными явлениями, предметами и их свойствами, качествами, ребенку приходится волей-неволей сравнивать их между собой.
И, конечно же, он сталкивается с тем, что качества не одинаковые, а разные, противоположные. Сначала это познается в действиях с предметами, в бытовых ситуациях.
А потом приходит словесное обозначение этих явлений или свойств. Откусил кусочек мороженого — холодное, прикоснулся пальчиком к утюгу — горячий. И сразу запоминаются слова.
Часто мы знакомим детей с противоположностями по картинкам: у утки шея короткая, у гуся — длинная, юбка короткая, юбка длинная, лента короткая, лента длинная, брюки длинные, шорты короткие и т.д.
Но сначала нужно, чтобы ребенок понял смысл слов короткий-длинный. А добиться этого можно только через практический опыт.
В своей практике я применяла такой способ.
Для этого Вам понадобится небольшая коробка (я использовала коробку из-под гуаши 6 цветов) и две узкие ленты — короткая (сантиметров 15) и длинная (1,5 — 2,5 метра).
В стенке коробки делаем два небольших отверстия. Через них продеваем ленты, чтобы почти все они находились в коробке.
Снаружи оставляем небольшие хвостики. На вторых концах лент, находящихся в коробке завязываем узелки. Закрываем коробку. И пособие готово.
Предложите ребенку потянуть за один хвостик, а потом за другой.
Сначала предложите потянуть за хвостик короткой ленты (ребенок не знает, где какая лента, но Вы-то знаете, — подскажите — «тяни за этот хвостик»).
Когда ребенок вытянет всю ленту до узелка-упора, проговорите — «короткая». Но это слово еще ничего ребенку не сообщает, ведь все познается в сравнении.
А теперь предложите вытянуть вторую ленту. Вы увидите, с каким удивлением ребенок тянет и тянет ленту, ему приходится делать несколько шагов назад, а лента все еще не кончается.
И когда Вы ему сообщите, что вторая лента длинная, для него все станет понятно. Обычно, достаточно одного такого эксперимента, чтобы ребенок разобрался с понятиями длинный-короткий.
Вот теперь Вы можете ему предлагать картинки, предметы. И малыш с легкостью определит какой предмет короткий, какой — длинный.
Для формирования понятий легкий- тяжелый я использовала мячик для пинг-понга — настольного тенниса и металлический шар такого же размера (от подшипника).
Вложите в одну руку малыша пластмассовый мячик, а в другую — металлический. Теперь он знает, что такое легкий, и что такое тяжелый.
Ну, а теперь предлагаю Вам игру по теме «Противоположности». Игра проводится по типу парных картинок. К одной картинке подобрать подходящую с противоположным значением.
Игра закрепляет различные понятия — свойства и качества предметов , явления, развивает мышление, память и речь.
Скачивайте игру ЗДЕСЬ. Распечатайте. Как играть Вы прочитаете в пояснении.
Удачной и веселой Вам с малышом игры!