Как научить ребенка понимать сказки
Сказочный, несравнимый ни с чем, мир — самый удивительный, загадочный, переменчивый и позитивный. Здесь все не так как в жизни, здесь все необычно и все возможно.
Наблюдать как борются добро и зло, определять вес ценностей материальных и духовных, дерзко мечтать — все это мы находим в сказке.
Ребенок не всегда осознает скрытую сторону подтекста сказки. И тому есть ряд причин.
Невдумчивое чтение, неумение пересказать сказку, отсутствие обсуждения после прочтения, незнание вариантов одной и той же сказки, неумение их сравнивать.
Тем более, в век непонятных героев комиксов, роботов, аниматроников, монстров, детям труднее становится воспринимать глубину сказки, кажущуюся простой и понятной, силу добра. Поэтому их нужно учить вдумчиво слушать и читать сказки. Чтобы научились отличать хорошее и плохое, доброе и злое, правду и ложь.
Читайте сказки вслух. Мелодичность, которой пропитана сказочное повествование, дает совсем другое восприятие текста.
Интонация, мимика, жесты, которыми Вы дополните чтение, помогут правильно донести до ребенка образы героев сказки, их качества и оценку их поступков, передадут в нужный момент остроту описанной ситуации, сформирую свое видение и отношение к происходящим событиям.
Читайте и рассказывайте одну и ту же сказку не один раз. Один раз прочитанная сказка еще не осмысленна ребенком. Да и впечатления от нее бывают неточными.
Повторное чтение усиливает и углубляет впечатления, ярче раскрывает образы, взаимоотношения и поступки героев.
Ребенок испытывает силу эмоций и переживаний. Сказка как бы входит в него. Он тоже, хотя и по другую сторону книги, становится участником сказочных событий.
Помогите ребенку разобраться в своем понимании сказки. Пусть он выскажет свою точку зрения и свое видение событий. Пусть его рассуждения сами приведут к тем выводам и морали, которые заложены в сказке.
У многих сказок есть не один вариант. Разные народности на свой манер передают содержание сказок. Например, сказка «Теремок». Ведь не только избушка стала прибежищем для зверей. Таковыми были и рукавица, и кувшин.
Множественность вариантов учат детей подмечать различие в сюжетах, в характерах героев и их поведении. Происходит переоценка того, что ребенок услышал ранее.
И конечно же, рассматривайте иллюстрации. Художники с удовольствием иллюстрируют сборники со сказками. В рисунках они передают характеры героев, их настроение, ход сюжета.
Дети смогут почувствовать всю гамму красок, всю эмоциональную выразительность, проникнуться чувствами и настроениями, выраженные художником в рисунке.
Сравните картины разных художников к одной и той же сказке. Так ребенок научится вглядываться и подмечать детали.
Для такой тренировки я приготовила Вам набор иллюстраций к известным сказкам. Скачивайте его ЗДЕСЬ.
Рассматривая сказочный эпизод, ребенок должен определить, что это за сказка. И найти ее героев.
Но это не так просто. Ведь художник их спрятал — в нечетких очертаниях, в каких-то деталях, в цветовых пятнах.
Здесь потребуется терпение, большая концентрация внимания, воображение и фантазия.
Поверьте, дети с этим справятся!