Деление на слоги. Обучающие игры
В 6-7 лет у ребенка начинается новый жизненный этап, связанный со школьным обучением.
Этот важный переход для детей не всегда комфортный.
Один ведущий вид деятельности — игра — сменяет другой — учеба.
И вот эта смена затрудняет привыкание к школе, к процессам, происходящих в ней.
Чтобы максимально смягчить этот переход, уже в подготовительный перед школой период необходимо как можно больше использовать обучающие игры, которые совмещают в себе и учение, и игру.
Такие игры помогают ребенку комфортно сменить один вид ведущей деятельности на другой.
Для того, чтобы ребенок читал осознанно, а не механически, писал грамотно и мог проверить написанное, ему нужны для этого определенные умения и навыки.
До обучения чтению ребенка нужно научить внимательно слушать и слышать. И начинать лучше с деления слов на слоги, проговаривания слов по слогам, составления слов из отдельных слогов. И не забывать при этом правильное произнесение слова с точной постановкой ударения.
И осуществить все вышесказанное лучше всего в игровой ситуации.
Вы уже знакомы с игрой «Делим слова на слоги».
Я Вам предлагаю еще несколько обучающих игр, с помощью которых дети смогут освоить техники разбивки слов на слоги, правильного произнесения слов с выделением голосом ударных слогов.
- 1. Игра «Добавь слог»
В эту игру можно играть всюду – в автобусе, в поезде, стоя в очереди, на прогулке, по дороге в детский сад. Взрослый называет первый слог. Задача ребенка — закончить слово, добавив нужный слог. Цель игры — назвать как можно больше слов на один и тот же первый слог.
Например, ко — (-ни, -зы, -тик, -жа, -сы, -мар, -ра, -чан)
Ба- (-ба, -нан, -ран, -кал, -за, -ня)
Ва- (-за, -та)
Кто назвал последний слог, тот побеждает.
- Игра «Собери цепочку»
Первое слово называет взрослый. Ребенку нужно это слово разбить на слоги и назвать последний слог. Затем придумать слово, которое на этот слог начинается. Теперь взрослый (или другой ребенок) делит слово на слоги, озвучивает последний слог, потом также придумывает слово, начинающееся с этого слога.
Например, та-рел-ки, ки-но, но-ги, ги-ря, ря-ды, ды-ра, ра-ма, ма-ма и т.д.
- 3. Игра «Закончи предложение»
Взрослый проговаривает короткое предложение, состоящее из 3-5 слов, и не договаривает в последнем слове последний слог. Ребенок повторяет это предложение и называет пропущенный слог.
Например, У Лизы каранда… (-ши).
У меня зазвонил теле… (-фон).
На столе лежит кни … (-га).
К остановке подъехал авто… (-бус).
Птицы клюют зер… (-на).
- Игра «Телеграфист».
1 вариант.
Ведущий, он же телеграфист передает слова по телеграфу — стучит молоточком (или карандашом) один (два или три) раза. Нужно угадать, какое слово он передал. Перед началом игры называется тематика слов, например, овощи, фрукты, животные, одежда или мебель.
2 вариант.
Ведущий называет слово, а ребенок, исполняя роль телеграфиста, отстукивает нужное количество слогов – отправляет телеграммы.
- Игра «Что лишнее?»
1 вариант.
Взрослым выкладываются четыре картинки. На них изображены различные предметы. Три названия предметов состоят из двух слогов, а четвертое – из трех слогов. Ударение в каждом слове падает на один и тот же слог – на первый или последний. (Например, ваза, мыло, рыба, девочка; луна, дома, диван, карандаш). Нужно определить, какой предмет лишний. Т.е. найти предмет, в названии которого отличное от других количество слогов.
2 вариант.
Похож на предыдущий. Только все названия предметов состоят из одинакового количества слогов. Отличие — в месте ударения. В названиях трех предметов ударение падает на первый слог, а в четвертом – на последний слог. (Например, ваза, мыло, рыба, рука; луна, дома, диван, булка). Нужно определить, какой предмет лишний. Т.е. найти предмет, отличающийся от других расположением ударного слога.
- Игра «Эхо»
Ну, тут все просто. Взрослый – ведущий, а ребенок изображает эхо. Ведущим произносится слово, ребенок должен повторить только ударный слог.
- Игра «Будь внимательным»
Подберите набор картинок, где изображены предметы, названия которых состоят из разного количества слогов. Ведущий объясняет, что нужно называть только те картинки, где слова состоят из двух слогов. Он перемешивает карточки, достает по одной и показывает детям. Если в названии предмета два слога, дети называют его, если слогов меньше или больше, то молчат.
- Игра «Кто больше?»
Ведущий называет короткое слово, состоящее из одного слога. Детям нужно изменить слово так, чтобы в слове стало больше слогов.
Лес — леса, лесок, лесочек, лесник, лесничество
Стол – столы, столик, столовая, столяр
Гриб – грибы, грибок, грибник, грибочек
Хлеб – хлебец, хлебушко
Сад – сады, садик, садовод, садовник
Кот – коты, котята, котенок, котеночек
Дом – дома, домик, домище.
С помощью этих игр у детей вырабатывается слуховое внимание, они становятся собраннее, вырабатывается навык разбивки слов на слоги, понимается структура слова, расширяется словарный запас, развивается речь. А игровое преподнесение учебного материала сохраняет интерес к заданиям и желание победить.
Удачных Вам занятий!