Учимся сравнивать числа

Учимся сравнивать числа     Как только малышу исполнится один год, мама начинает учить его показывать на пальцах, сколько ему годиков. И с гордостью демонстрирует новое умение малыша всем родственникам и знакомым.  Я понимаю гордость и волнение мамы.  Я – бабушка, и также с гордостью и умилением смотрю на своего маленького внука, когда он в ответ на вопрос: «Сколько тебе лет?» вытягивает указательный пальчик. Конечно, в этом возрасте малыши не соотносят количество показываемых пальчиков и понятий один, два… .

Но к поступлению в первый класс ребенок должен считать хотя бы в пределах 10, уметь сравнивать количества и числа, понимать понятия «одинаково», «поровну», «столько же», «больше», «меньше». С заданием: сравнить количества предметов, изображенных на картинках, ребята справляются быстро, особенно, если одна группа объединяет большое количество предметов, а другая – малое, что видно «на глаз». А когда предлагается назвать большее или меньшее из двух чисел, некоторые дети затрудняются ответить на этот вопрос.

Как же помочь ребенку научиться сравнивать числа?

Предлагаю упражнение для формирования осознанного сравнения количеств предметов и чисел.

1) Заготовьте карты, карточки с цифрами и знаком «равно» (=), мелкие геометрические фигуры (кружочки, квадратики, ромбики и т.д).  Сейчас, имея компьютер, это не сложно. Предложите ребенку вместе с вами разрезать карточки с цифрами, вырезать геометрические фигуры.

2)В верхнее левое окошко приклейте одно или несколько изображений одинаковых предметов. Это могут быть изображения любимых ребенком игрушек, героев сказок, мультфильмов, овощей, фруктов, предметов одежды, мебели и т.д.

Вот примерный вариант:

Учимся сравнивать числа

 

Итак, алгоритм упражнения (ребенок отвечает на вопросы, выполняет предложенные действия :

1) Какие предметы нарисованы? Сосчитай, сколько их?

2)Найди цифру. Приклей под предметами.

3) Приклей в правом верхнем окошке столько же кружков. (Можно прикрывать пальцем или рукой те предметы, для которых уже наклеили кружок). Сосчитай, сколько ты приклеил кружков?

4) Найди цифру. Приклей под кружками.

5) Сколько предметов? Сколько кружков?  (Употребляйте в речи слово «столько же»).

6) Прочитай числа: предметов — … (ребенок называет число), кружков — … .

Сначала вывод помогаете сделать вы: «Предметов – два, кружков – два, одинаково, поровну. Слева – число 2 и справа число 2, одинаково , поровну. Приклеим знак «равно».

Далее упражнение усложняется. Нужно приклеить кружков на один ( два, три) меньше (больше).

Первые четыре пункта алгоритма те же.

5) Сколько предметов? Сколько кружков? Чего меньше? Чего больше?

6) Прочитай числа: предметов — …, кружков — … .

Вывод:  предметов — два, кружков – три.  Предметов  меньше, чем кружков, а кружков больше, чем предметов. Слева число 2, а справа число 3. Два меньше трех, а три больше двух. Приклеим знак «меньше».

Постепенно ребенок самостоятельно сможет делать вывод, а соответственно, и сравнивать предметы и числа.

Примечание: для одного занятия используйте 2-3 карты, не более.

И в заключение, еще одно наглядное пособие, которое помогает ребенку правильно  сравнивать числа.

Учимся сравнивать числа

Это числовой ряд 1 -10, где числа увеличиваются в размере. Т.о. ребенок наглядно определяет  большее или меньшее число.

Оставить комментарий


Мы ВКонтакте
Друзья сайта