Пальчиковые игры-забавы

игры-забавыМногие педагоги и родители большое значение в развитии и воспитании дошколят придают игре. Об этом много написано статей и книг.

Ведущее место в них по праву принадлежит народным играм, играм-забавам.

В них отражались складывавшиеся веками отношения между людьми , миром людей и миром природы. В них накоплен богатейший фольклор.

Русский народ — великий выдумщик на всякого рода присказки, прибаутки, пословицы, поговорки.

Язык, созданный им, образен, в нем собраны наши традиции, жизненный уклад, житейские заповеди. В этом богатство нашего родного языка. И все это с помощью народных игр мы можем донести до наших детей.

Я уже не первый раз обращаюсь к русским народным играм.

Сегодня я хочу Вам предложить ряд игр, направленных на развитие моторной умелости.

Ведь ловкость, умелость рук — это хорошее письмо, развитая речь, творческое начало. Это несомненно только положительно отразится на школьной деятельности наших будущих первоклассников.

Игры-забавы к тому же влияют на память, внимание, воображение, а также помогают научиться общению в детском коллективе, формируют умение быть единой командой, выручать, помогать товарищам.

Игры-забавы наполнены добротой, юмором, не приемлют отрицательные качества, заряжают энергией и бодростью.

Ну, переходим к самим играм.

Как я уже говорила, они способствуют физическому развитию детей, в целом, и мелкой моторики, в частности. Тексты игр сопровождаются движениями, чем очень привлекают наших непосед.

Начнем с самых простых.

«Мальчик-пальчик»

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песни пел.

(Проговаривая слова  потешки,  дети загибают пальцы один за другим.)

 

«Еду, еду…»

Еду, еду к бабе, деду    (Топают ногами.)
На лошадке в красной шапке!
По ровной дорожке (Скачут на одной ноге.)
на одной ножке,
В старом лапоточке
по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
все прямо и прямо.
А потом вдруг…
в ямку — бух! (Приседают.)

 

«Ладушки»

Взрослый задает вопросы, а дети отвечают, при этом выполняют движения, напоминающие действия, о которых говорится в потешке.

Ладушки-хлопушки,
где бывали?
Много ли работали?
Что делали?
Что еще делали? Как?

Кубики сложили…
Да! (Хлопают левой ладошкой о правую, потом правой о левую.)
Рылись в песочке,
клали пирожочки. (Имитация движений.)
Кубики складывали.
Вот так. (Показывают.)
Домик смастерили,
тук-тук, тук-тук. (Сжимают пальцы в кулачок и стучат ими.)
Вот какой большой,
с крышей и трубой. (Поднимают руки вверх.)

«В гости»

При проговаривании по очереди загибают пальцы. В конце сжимают в кулачок.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.

 

Игры с пальцами

Взрослый по очереди перебирает пальцы ребенка и приговаривает:

Большаку (большой палец) — дрова рубить,
А тебе (указательный) воды носить,
А тебе (безымянный) печь топить,
А малышке (мизинец) песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

 

Идут четыре братца Навстречу старшему.
Здравствуй, большак! — говорят.
Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

 

«Строим дом»

Руки сжаты в кулаки, но большой палец поднят вверх — это молоток. Пока взрослый читает потешку, дети «заколачивают гвозди» (большой палец, сначала прямой, потом согнутый, сту­чит по пальцам).
Выпрямленные пальцы обеих рук соединяют друг с другом под углом (как крыша). Называемые пальцы прижимают друг к другу.Сжимают пальцы в кулак и стучат ими друг о друга.Ритмично сжимают пальцы в кулак.

 

Целый день тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
Этот дом для Светы,
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша,
Мальчик он хороший.
В этом доме Маша,
Солнышко ты наше.

«Ушки»

Двое играющих становятся друг  про­тив друга, поднимают согнутые в лок­тях руки так, чтобы ладони одного ребенка были обращены к ладоням другого, и в такт песне ударяют друг друга в ладоши:

 

Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки…
Закрывай скорее ушки!

При последних словах дети должны прикрыть уши ладонями. Кто успел быстро это сделать — молодец!

«Перевертушки»

Двое детей становятся друг против друга. Приговаривая слова игрового припева, чередуют хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера. При слове «перевертушки» надо прыжком перевернуться и повторить слова (пере­ворачиваться столько раз, сколько не­обходимо, чтобы занять первоначаль­ное положение).

 

Ой, чки, чки, чки, огурчики,
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!

 

Другой вариант:

Огурчики соленые,
Московские, зеленые,
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!

«Где же?»

Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек! (2 раза.)  (Руки спрятаны за спину.)
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки!   (Показывают руки.)
Пляшут, пляшут наши ручки,
Маленькие ручки!     (Имитируют танцевальные движения.)

Где же, где же наши детки?
Нету наших деток! (2 раза.) (Закрывают лицо руками.)
Вот, вот наши детки,
Вот наши детки!    (Показывают лицо)
Пляшут, пляшут наши детки,
Маленькие детки!  (Имитируют танцевальные движения.)

Где же, где же наши ножки?
Нету наших ножек! (2 раза.) (Приседают.)
Вот, вот наши ножки,
Вот наши ножки! (Встают и показывают ноги.)
Пляшут, пляшут наши ножки,
Маленькие ножки! (Танцуют.)

 

«Молчанка»

Все играющие произносят:

Первенчики, первенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок —
Молчок!

При последнем слове все замолкают и становятся серьезными. Ведущий старается рассмешить играющих неле­пыми движениями, шуточными потешками и песенками.

Тот, кто засме­ется или что-нибудь скажет, отдает ведущему фант. В конце игры дети«выкупают» фанты, выполняя задания ведущего. (Игровое правило: ведущему нельзя дотрагиваться до играющих.)

В этой игре можно использовать и такую припевку:

Мы сидели на балконе,
Чай пили, блюдца били,
По-турецки говорили.
Мы набрали в рот воды
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Оп!

 

«Цапки»

Ведущий (ребенок) вытягивает руку ладонью вниз. Участники игры приставляют к его ладони указательные пальцы. Ведущий говорит:

Под моею крышей
Собралися мыши,
Заяц, белка, жаба…
Цап!

Или:

На горе стояли зайцы
И кричали: «Прячьте пальцы!»

Тот, кто не успеет убрать палец, выбывает из игры.

Желаю Вам веселых и забавных игр!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.