Игра «Противоположности»

противоположностиВ нашей жизни все имеет свою противоположность.  День — ночь, настоящее — прошлое, старое -новое, плохо — хорошо, горячо — холодно.

Как говорится все строится по принципу «зебры» — если сегодня черная полоса, значит, завтра будет белая. Наверное, так и должно быть. Только так мы достигаем равновесия.

Ребенок, также как и мы, живет в мире противоположностей. Можно — нельзя,  играть — заниматься, стоять — бежать.  Ну, это в воспитательном плане…

Знакомясь с природными явлениями, предметами и их свойствами, качествами, ребенку приходится волей-неволей сравнивать их между собой.

И, конечно же, он сталкивается с тем, что качества не одинаковые, а разные, противоположные. Сначала это познается в действиях с предметами, в бытовых ситуациях.

А потом приходит словесное обозначение этих явлений или свойств. Откусил кусочек мороженого — холодное, прикоснулся пальчиком к утюгу — горячий.  И сразу запоминаются слова.

Часто мы знакомим детей с противоположностями по картинкам: у утки шея короткая, у гуся — длинная, юбка короткая, юбка длинная, лента короткая, лента длинная, брюки длинные, шорты короткие и т.д.

Но сначала нужно, чтобы ребенок понял смысл слов короткий-длинный. А добиться этого можно только через практический опыт.

противоположностиВ своей практике я применяла такой способ.

Для этого Вам понадобится небольшая коробка (я использовала коробку из-под гуаши 6 цветов) и две узкие ленты — короткая (сантиметров 15) и длинная (1,5 — 2,5 метра).

В стенке коробки делаем два небольших отверстия. Через них продеваем ленты, чтобы почти все они находились в коробке.

Снаружи оставляем небольшие хвостики. На вторых концах лент, находящихся в коробке завязываем узелки. Закрываем коробку. И пособие готово.

Предложите ребенку потянуть за один хвостик, а потом за другой.

Сначала предложите потянуть за хвостик короткой ленты (ребенок не знает, где какая лента, но Вы-то знаете, — подскажите — «тяни за этот хвостик»).

Когда ребенок вытянет всю ленту до узелка-упора, проговорите — «короткая».  Но это слово еще ничего ребенку не сообщает, ведь все познается в сравнении.

А теперь предложите вытянуть вторую ленту. Вы увидите, с каким удивлением ребенок тянет и тянет ленту, ему приходится делать несколько шагов назад, а лента все еще не кончается.

И когда Вы ему сообщите, что вторая лента длинная, для него все станет понятно. Обычно, достаточно одного такого эксперимента, чтобы ребенок разобрался с понятиями длинный-короткий.

Вот теперь Вы можете ему предлагать картинки, предметы. И малыш с легкостью определит  какой предмет короткий, какой — длинный.

противоположностиДля формирования понятий легкий- тяжелый я использовала мячик для пинг-понга — настольного тенниса и металлический шар такого же размера (от подшипника).

Вложите в одну руку малыша пластмассовый мячик,  а в другую — металлический. Теперь он знает, что такое легкий, и что такое тяжелый.

Ну, а теперь предлагаю Вам игру по теме «Противоположности».  Игра проводится по типу парных картинок. К одной картинке подобрать подходящую с противоположным значением.

Игра закрепляет различные понятия — свойства и качества предметов , явления, развивает мышление, память и речь.

Скачивайте игру ЗДЕСЬ. Распечатайте. Как играть Вы прочитаете в пояснении.

Удачной и веселой Вам с малышом игры!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.